|
и методические указания к их выполнению |
![]() |
Выберите вариант задания, соответствующий последним двум цифрам номера вашей зачетной книжки из табл.1.
1. Для заданного числа каналов определите граничные частоты группового
спектра (F1
и F2) из
прил.5.
Зарисуйте вид соответствующего группового спектра. Затем, рассчитайте уровень
средней мощности многоканального сигнала, учитывая следующие положения:
· при N > 240
3. Для расчета полосы частот, занимаемой ЧМ сигналом воспользуйтесь
следующей методикой:
· определите значение эффективной девиации частоты
(8)4. Очевидно, что качество работы линии связи, определяется уровнем сигнала
на входе приемника Pпр
и возможными отклонениями этого уровня при замираниях.
В этом пункте работы нужно определить уровень сигнала
на входе приемника (Pпр0)
при работе в свободном пространстве
, пВт,
12)6. В этом пункте контрольной работы необходимо определить примерное
значение минимально допустимого множителя ослабления (Vмин
доп).
Vмин
доп - такое ослабление сигнала на интервале РРЛ, при
котором мощность шума на выходе ТЛФ канала равна 47500
пВт. Этот параметр является основой для расчета устойчивости
связи и, в большинстве случаев, составляет величину 30 - 50 дБ.
Расчет можно провести по следующей формуле:
,
(13)· антенны с большим коэффициентом усиления,Если значение Vмин доп получится неоправданно большим (больше 50 дБ), то нужно, наоборот, ухудшить энергетические показатели на интервале РРЛ.
· аппаратуру с большей мощностью передатчика,
· аппаратуру с меньшим коэффициентом шума приемника,
· фидерные линии с меньшим погонным затуханием.
| N | .............. |
| F2, кГц | .............. |
| Pср, мВт (Pср, дБм0) | .............. |
| Dfэфф / Dfпик, МГц | .............. |
| mf | .............. |
| П, МГц | .............. |
| Рштi, пВт | .............. |
| Рпр0 Вт / Рпр0 , дБм | .............. |
| Vмин доп , раз / Vмин доп , дБ | .............. |
| Рпр , Вт / Рпр , дБм | .............. |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2. Расчет
некоторых параметров цифровых РРЛ.
Задание
1. Выбрать диапазон рабочих частот и тип оборудования цифровой
РРЛ.
2. Выбрать диаметры антенн и рассчитать их коэффициенты усиления.
3. Определить ослабление сигнала в свободном пространстве.
4. Определить потери радиосигнала в газах атмосферы.
5. Рассчитать уровень сигнала на входе приемника без замираний.
6. Определить запас на замирания.
7. Построить диаграмму уровней на интервале ЦРРЛ.
На рис. 1 показаны структурная схема одного интервала
линии связи и диаграмма уровней, характеризующая значения сигнала в относительных
единицах, в основных точках структурной схемы.
Из диаграммы уровней видно, что сигнал излучается
передатчиком с уровнем Рпд,
проходит через разделительный фильтр (РФ), за счет потерь в котором сигнал
уменьшится, и поступает через фидер в передающую антенну. За счет потерь
в фидере Lф1
уровень сигнала еще уменьшится, а в передающей антенне увеличится на величину
G1.
При распространении сигнала по интервалу РРЛ (протяженностью R0,
на рабочей частоте f) уровень
сигнала уменьшится за счет ослабления свободного пространства, потерь в
газах атмосферы и некоторых дополнительных факторов. Общее ослабление сигнала
за счет этих причин может достигнуть
В контрольной работе необходимо по заданным величинам
выбрать диапазон рабочих частот, тип аппаратуры и параметры антенн таким
образом, чтобы запас на замирания М
составил величину порядка
Для выполнения работы выберите вариант задания из табл. 2.
1. Из прил.1
выберите 3 - 4 типа оборудования ЦРРЛ, удовлетворяющих заданной скорости
цифрового потока и работающих в разных диапазонах частот.
2. Выберите диаметры антенн (типовые значения 0.3, 0.5, 0.9 и 1.2 м)
и рассчитайте их коэффициенты усиления:
3. Определите ослабление сигнала в свободном пространстве для разных диапазонов частот по формуле:
4. Определите погонные потери радиосигнала в атомах кислорода lo и в водяных парах lн для разных частот по графику (прил. 2) и рассчитайте полные потери в газах атмосферы:
6. Определите запасы на замирания для разных диапазонов рабочих частот, антенн и аппаратуры.
7. На последнем этапе работы постройте диаграмму уровней на интервале ЦРРЛ по аналогии с рис. 1 .
Результаты работы по пп. 1 - 5 необходимо оформить в виде таблиц, содержащих
данные по нескольким диапазонам частот.
Назад
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
3. Определение основных параметров системы спутникового телевещания
Задача 3.1
Определить параметры для юстировки приемной антенны
(азимута и угла места) в целях обеспечения
связи между выбранным телекоммуникационным спутником, расположенным на
геостационарной орбите, и абонентским приемным устройством.
1. Определить географические координаты точки, в которой будет
приниматься сигнал со спутника.
2. Выбрать телекоммуникационный спутник, расположенный на геостационарной
орбите.
3. Рассчитать азимут и угол места для юстировки наземной приемной
антенны.
Для помощи в решении задачи можно воспользоваться программами SMWLink
и Satmaster, которые находятся в Интернете по адресам:
www.stelco.cz/sat/dig_load.htm и www.arrowe.co.uk.
Задача 3.2
1. Определить для заданного варианта системы спутникового телевещания:
· полосу пропускания абонентского приемного устройства;2. По найденным параметрам рассчитать необходимую мощность спутникового передатчика.
· требуемое отношение сигнал/шум на входе абонентского приемника;
· затухание сигнала в свободном пространстве;
· коэффициенты усиления спутниковой передающей антенны и абонентской антенны.
Порядок выполнения задачи 3.1
1. Из прил. 4 выберите спутник
связи и запишите его название и положение на орбите.
2. Определите координаты
местности, в которой Вы проживаете, или задайтесь любыми географическими
координатами.
3. Рассчитайте азимут и угол места для юстировки приемной антенны [9,
стр.285].
Угол места, град.
,
(22)Азимут, град.
Порядок выполнения задачи 3.2
Исходные данные для выполнения задачи выбираются
из табл. 3.
1. Определите шумовую полосу частот абонентского приемника
,
(26)
(28)Антенна спутника
,
(37) Результаты выполнения контрольной работы 3 запишите
в таблицы исходных и расчетных данных, формы которых приведены ниже.:
Задача 3.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 3.2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Последние две
цифры номера зач. книжки |
N | L / Lэт, км | l, см | R0, км | h1/h2,м |
| 01, 51 | 60 | 1400/1400 | 3.7 | 36 | 45/34 |
| 02, 52 | 120 | 820/1400 | 3.7 | 32 | 23/43 |
| 03, 53 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номера зач. книжки |
|
|
номера зач. книжки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номера зач. книжки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|